122-мм Дивизионная Гаубица М-30 1938 Года


Гаубица М-30 (http://www.ugmk.com).


122-мм гаубица М-30 — памятник в мемориале Великой Отечественной войны, г.Нижний Новгород, 2006 г. (фото — С.Филатов, http://en.wikipedia.org).

Конструкция — классическая с двухстанинным лафетом и жестко закрепленным щитом с поднимаемым центральным листом. Ствол нарезной без дульного тормоза. Лафет идентичен лафету 152-мм гаубицы Д-1. Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной. Сошники на станинах двух типов — для твердой и мягкой почвы.

ТТХ орудия:
Расчет — 8 чел

Боеприпасы:
— осколочный снаряд (ОС) — основной тип боеприпасов гаубицы.

Модификации:
— М-30 — базовая модель 12—мм гаубицы.

Экспорт:
— Болгария — серийно выпускалась модификация гаубицы М-30 с колесами другой конструкции.

— Венгрия — состояла на вооружении.

— ГДР — состояла на вооружении.

122-мм гаубица М-30 — легенда дивизионной артиллерии

В межвоенный период была очевидна необходимость замены в дивизионной артиллерии РККА старых 122-мм гаубиц обр. 1909 г. и обр. 1910 г. новым орудием.

Речь шла прежде всего об увеличении дальности стрельбы, огневой маневренности (гибкости огня), а также подвижности орудия — возможности механической тяги, быстроты перевода из походного положения в боевое и обратно.

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ГАУБИЦЫ

Решалась задача непросто. Модернизированные старые гаубицы даже с принятием снаряда «дальнобойной» формы оставались временным решением. 122-мм гаубица 1934 года, созданная в КБ-2 наемными германскими специалистами, не пошла в широкую серию. В то же время обсуждался выбор калибра легкой гаубицы — 107 или 122 мм. Последний оказался оптимальным. Новые тактико-технические требования к 122-мм дивизионной гаубице Артиллерийское управление РККА выдало в сентябре 1937 года. Были представлены опытные гаубицы У-2 «Уралмашзавода», Ф-25 КБ В. Г Грабина (завод № 92) и М-30 завода № 172 им. Молотова. Была выбрана М-30, созданная под руководством Ф. Ф. Петрова в КБ завода № 172 в Мотовилихе (Пермь). В сентябре — ноябре 1938 года М-30 прошла полигонные испытания, с декабря 1938-го до лета 1939 года — войсковые. Постановлением Комитета обороны СНК СССР от 29 сентября 1939-го она была принята на вооружение под обозначением «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г. (М-30)».

Серийное производство М-30 началось на заводах № 172 и № 92 в 1940 году, но вскоре главным производителем стал «Уралмашзавод» в Свердловске (позднее — завод № 9). Туда же перевели и Ф. Ф. Петрова.

МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Орудие оказалась достаточно технологичным для развертывания массового производства. Если в 1940 году было выпущено 639 гаубиц, то в 1941-м в условиях начавшейся войны удалось нарастить выпуск, изготовив за год 2762 орудия. В критичном 1942 году выпуск 122-мм гаубиц достиг пика — 4240 штук за год. В 1943 году выпущено 3770 орудий. Заказ постепенно снижался в связи с насыщением войск орудиями. По мере производства в конструкцию вносились незначительные изменения, в основном технологического характера — к примеру, цельнокованые и клепаные детали заменялись сварными.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

К началу Великой Отечественной войны 122-мм гаубицы входили в штат артиллерии стрелковых, мотострелковых, моторизованных, горнострелковых, кавалерийских, танковых дивизий. В стрелковой дивизии они имелись в легком артполку и в гаубичном полку. В ходе войны штаты менялись.

Уже в июле 1941 года гаубичный полк изъяли из штата стрелковой и танковой дивизии. В марте 1942 года количество 122-мм гаубиц в стрелковой дивизии увеличили с 8 до 12, добавив в артполк полк один смешанный дивизион. 122-мм гаубицы вошли и в гаубичные полки артиллерии Резерва Верхового Главнокомандования.

Главными задачами 122-мм гаубиц были уничтожение живой силы противника, расположенной открыто или в укрытиях полевого типа, уничтожение и подавление огневых средств пехоты, разрушение ДЗОТ и других полевых укреплений, проволочных заграждений, при необходимости — борьба с полевой артиллерией, танками, бронемашинами, транспортными средствами. Гаубицы вели огонь, как правило, с закрытых позиций в составе батарей (по четыре орудия) и дивизионов. Но, воюя все время на передовой, 122-мм гаубицы нередко выдвигались для стрельбы прямой наводкой, в том числе — по танкам. В ходе городских боев М-30 часто вели огонь прямой наводкой вдоль улиц, по укрепленным зданиям. После войны 122-мм гаубица обр. 1938 г. оставалась одним из основных орудий отечественной артиллерии. О времени их службы и значении в Советской армии можно судить хотя бы по введению в 1960-е годы к ним заряда нового устройства.

122-мм гаубица обр. 1938 г. состояла на вооружении в трех десятках стран, в числе которых Болгария, Боливия, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Иран, Йемен, КНР, Куба, Ливан, Польша, Румыния, Сирия, Эфиопия. Ее выпускали также в Польше и КНР (Тип 54).

М-30 принимали участие во многих военных конфликтах на протяжении нескольких десятилетий после Второй мировой войны.

УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ

122-мм гаубица обр. 1938 г. (М-30) представляла собой буксируемое полевое орудие с выстрелом раздельно-гильзового заряжания.

Ствол — со свободной трубой, вставленной в кожух, на который навинчен казенник. В канале ствола выполнены 48 нарезов прогрессивной крутизны.

Однотактный поршневой затвор открывался вправо, снабжен предохранителем на случай затяжного выстрела. Внутри затвора смонтирован ударный механизм, его курок для взведения и спуска оттягивался спусковым шнуром.

Лафет включал верхний и нижний станки. Верхний станок своим штырем вставлен в гнездо нижнего. Секторный подъемный механизм располагался с правой стороны верхнего станка, винтовой поворотный механизм — с левой. С правой и с левой стороны люльки установлены колонки пружинного уравновешивающего механизма. Нижний станок состоял из полой отливки и двух раздвижных станин с зимними и летними сошниками.

Боевой ход включал колеса с резиновыми шинами, заполненными губчатым каучуком, и поперечную листовую рессору, допускал буксировку механической тягой. Рессоры автоматически отключались при разведении станин. Колеса снабжены тормозами.

Это интересно:  Контейнер открытый сверху (ИСО 1496/1) - Блог о логистике и перевозках

На верхнем станке лафета крепилось щитовое прикрытие.

Прицельные приспособления включали прицел и панораму системы Герца. Гаубицы первых выпусков снабжались прицелом с независимой от орудия линией прицеливания и указательными стрелками. Позднее устанавливался прицел с полунезависимой линией прицеливания.

Буксировка была возможна тягачом или шестеркой лошадей. При этом использовался передок, вмещавший шесть выстрелов в лотках. При использовании конной тяги дышло передка удлинялось. В ходе войны прибегать к конной тяге в дивизионной артиллерии пришлось чаще, чем планировалось, из-за нехватки тягачей. По той же причине вместо специальных тягачей использовались грузовые автомобили и сельскохозяйственные тракторы. При механической тяге передок мог не использоваться. Для зимнего времени имелась лыжная установка.

БОЕКОМПЛЕКТ

Пороховой заряд помещался в гильзе. Полный заряд состоял из основного пакета и набора равновесных пучков. Меняя их комбинацию, получали девять номеров заряда, что позволяло в широких пределах менять дальность стрельбы и угол падения снаряда. При стрельбе ночью к заряду добавляли пламегаситель. В условиях войны разрешили использование в исключительных случаях зарядов от старых гаубиц, хотя из-за меньшей длины старой гильзы это ускоряло разгар каморы ствола.

Дроздов Ф. Б. к.и.н.122- мм гаубица образца 1938 года М -30

122-мм гаубица образца 1938 года М-30

По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии РККА гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

Полевые гаубицы дивизионного звена, состоявшие на вооружении РККА в 1920-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» для Российской империи. Они активно использовались в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м эти орудия явно устарели. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107—122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934—1935 годах небольшой серией в 11 единиц. Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1934 г. было быстро прекращено. Она была слишком сложна по устройству для условий серийного выпуска на предприятиях оборонной промышленности.

С середины 1930-х годов ГАУ оказалось в центре дискуссий о будущем советской дивизионной артиллерии. В частности, в качестве альтернатив или взаимодополняющих решений рассматривались лёгкая 107-мм полевая гаубица, «традиционная» 122-мм гаубица, а также 107-мм гаубица-пушка в качестве дуплексного дополнения к дивизионной гаубице. Решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах. Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор — В.Г. Грабин, индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив — всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2. Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

«122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25».

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Это интересно:  Какие вклады в банках лучше сделать в 2019 году

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.».

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза, так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей — 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии — он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).

Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.

Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор — поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях — при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины — допускается стрельба при сведенных станинах. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1,5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.

Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка — около 2500 кг, в походном с передком — около 3100 кг.

Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами — № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах — одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72—84 гаубицы).

Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.

В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:

уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;

уничтожение и подавление огневых средств пехоты;

разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;

борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;

пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);

пробивание проходов в минных полях.

Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Это интересно:  Жилищная субсидия военнослужащим: как получить?

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. — 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии, Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора, например, в Польшу. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54.

Финская армия в 1941—1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии. Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли. Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов.

Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Советская 122-мм дивизионная гаубица М-30 1938 года — основное огневое средство советских стрелковых дивизий

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Разработка проекта и серийное производство

Тактические и технические параметры гаубицы М-30

Советская гаубица М-30 стала основной артиллерийской системой в составе частей РККА на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Основная задача, которая ставилась перед артиллерийскими частями, оснащенными этим мощным орудием, заключалась во взрывании оборонительных порядков противника в полосе фронта и на глубину, в создании огневого оборонительного вала на пути наступающих соединений противника.

Разработка проекта и серийное производство

Несмотря на свой молодой возраст( гаубица М-30 была принята на вооружение в 1938 году), создание нового орудия затянулось. Проектное задание от ГАУ было выдано еще в 1929 году. Первым получившимся вариантом новой гаубицы стало 122 мм орудие образца 1934 года. В дальнейшем советские конструкторы под руководством Ф. Ф. Петрова продолжили работу над развитием этой темы и приступили к созданию более современной в техническом плане гаубицы М-30.

Советская батарея 122 мм гаубиц М-30 ведет огонь прямой наводкой по прорвавшимся немецким танкам, осень 1943 года

В декабре 1937 году новая гаубица М-30 калибром 122 мм была представлена комиссии ГАУ для ознакомления и испытаний. После проведения успешных стрельб было рекомендовано немедленно запустить новое орудие в серийное производство. Орудие выпускалось в течение 16 лет с 1939 по 1955 год.

Тактические и технические параметры гаубицы М-30

Расчет — 8 человек.

Боевая масса — 2,45 т.

Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 515 м/с.

Угол вертикального наведения: от -3 до +65 градусов, угол горизонтального наведения — 49 градусов.

Скорострельность: 5-6 выстр./мин.

Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, бронебойные, зажигательные и кумулятивные снаряды.

Вес осколочно-фугасного снаряда — 21 кг

Время перевода из походного положения в боевое: 1-1,5 мин.

Способ транспортировки: перевозится конной тягой, грузовыми автомобилями.

Советская 122 мм гаубица М-30 стала одной из самых массовых артиллерийских систем, стоящей на вооружении РККА и Советской Армии. Основная фаза боевого применения орудия пришлась на период Великой Отечественной войны. В послевоенное время советская гаубица активно применялась в многочисленных зарубежных вооруженных конфликтах.

Статья написана по материалам сайтов: warfor.me, park-pobeda-nnov.ru, cont.ws.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий