Федеральный закон об объектах культурного наследия

Полное меню
Основные ссылки

Вернуться в Каталог СНиП»

Федеральный закон 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий

(с изменениями от 18 октября 2007 г.)

Принят Государственной Думой 6 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2006 года

Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10) следующие изменения:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в пункте 5 настоящей статьи.»;

б) дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:

«5. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, включая находящиеся в их границах водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется.

6. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.»;

Пункт 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

2) наименование главы II изложить в следующей редакции:

«Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия«;

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в пункт 3 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

Пункт 3 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

а) в наименовании слова «Российской Федерации» заменить словами «федеральных органов государственной власти»;

б) в абзаце первом слова «Российской Федерации» заменить словами «федеральных органов государственной власти»;

в) подпункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;»;

г) дополнить подпунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;»;

г.1) подпункт 9 изложить в следующей редакции:

«9) формирование совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и ведение в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;»;

д) дополнить подпунктом 11.1 следующего содержания:

«11.1) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;»;

е) дополнить подпунктом 24 следующего содержания:

«24) определение порядка организации историко-культурного заповедника федерального значения;»;

ж) дополнить подпунктом 25 следующего содержания:

«25) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия федерального значения;»;

з) дополнить подпунктом 26 следующего содержания:

«26) согласование охранных обязательств собственника объекта культурного наследия федерального значения и пользователя указанным объектом;»;

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ пункт 4 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Пункт 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

4) дополнить статьями 9.1-9.3 следующего содержания:

Статья 9.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

2) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением:

ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия;

согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;

выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

3. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества и категории объектов культурного наследия, полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

5. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) согласовывает назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

4) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит в Правительство Российской Федерации для принятия решения предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия:

1) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний:

об устранении выявленных нарушений;

о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) издает обязательные для исполнения методические указания и инструкции по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

4) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

5) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по их устранению.

8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия;

2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктами 6 и 7 настоящей статьи;

4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия:

ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций;

экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;

иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

9. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, Счетной палатой Российской Федерации.

Статья 9.2. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;

2) разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения;

5) установление порядка изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения;

6) определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении (об исключении) объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

7) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

8) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения.

Статья 9.3. Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.»;

Пункт 5 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

5) пункт 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«4. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.»;

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ пункт 6 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Пункт 6 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

6) пункт 9 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«9. Объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства Российской Федерации.

Объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр.

Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.

Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.»;

Пункт 7 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

7) статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра

1. Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:

1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;

2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — согласованного с органом местного самоуправления).

2. Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.»;

Пункт 8 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

8) подпункт 1 пункта 2 статьи 33 признать утратившим силу;

Пункт 9 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

9) абзац второй пункта 4 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«в отношении объектов культурного наследия федерального значения — по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона;»;

Это интересно:  Сколько Стоит Подать Заявление В Загс В 2019 Году

Пункт 10 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

10) абзац второй пункта 2 статьи 45 изложить в следующей редакции:

«в отношении объектов культурного наследия федерального значения — органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона;»;

Пункт 11 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

11) пункт 4 статьи 48 изложить в следующей редакции:

«4. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;

местной администрацией муниципального образования — в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.»;

Пункт 12 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

12) статью 50 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. При отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона.»;

Пункт 13 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

13) пункт 5 статьи 55 изложить в следующей редакции:

«5. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;

местной администрацией муниципального образования — в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.»;

14) пункт 2 статьи 63 изложить в следующей редакции:

«2. При реализации пункта 4 статьи 2 настоящего Федерального закона в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года, Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.

Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения (далее в настоящем пункте — перечни объектов) формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.

Указанные предложения по перечням объектов оформляются на основании данных государственного учета объектов, представляющих историко-культурную ценность, и должны быть представлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, не позднее 1 июля 2007 года.

В перечни объектов, на которые предлагается оформить право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не могут включаться объекты культурного наследия, используемые для федеральных нужд, за исключением объектов, предназначенных для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, а также объектов, предназначенных для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и подлежащих передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Право собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты, включенные в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни объектов, необходимых для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае, если право собственности на объект культурного наследия было зарегистрировано субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием до 1 января 2007 года, то:

если объект включен в перечень объектов, на которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования сохраняется, перерегистрация указанного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется;

если объект включен в перечень объектов, на которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации должно быть оформлено право собственности Российской Федерации, указанное право оформляется после отказа соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования от права собственности на данный объект. Данный отказ может быть оформлен в трехмесячный срок со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации.

В случае, если субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в указанный срок не оформлен отказ от права собственности на объект культурного наследия, Российская Федерация вправе требовать государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект в судебном порядке.

До утверждения Правительством Российской Федерации перечней объектов, в отношении которых от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в срок до 1 июля 2007 года поступили предложения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, отчуждение указанных объектов, а также включение их в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности, не допускается.

В случае, если предложения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по перечням объектов не поступили в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, Российская Федерация вправе:

в установленном порядке зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия, на которые не зарегистрировано право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, а также осуществлять пользование, владение и распоряжение указанными объектами, в том числе включение таких объектов в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности;

требовать государственной регистрации права собственности Российской Федерации в судебном порядке на объекты культурного наследия, на которые зарегистрировано право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, если до 1 октября 2007 года соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование не оформили отказ от права собственности на указанные объекты.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в часть 3 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 45. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)

Статья 45 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ . Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия — в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

3. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

4. Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

5. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

6. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут участвовать добровольцы (волонтеры). Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать, определяются Правительством Российской Федерации.

7. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Это интересно:  Уведомление о контролируемых сделках: пример заполнения

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

9. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

10. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

11. Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

12. Порядок проведения работ по сохранению объектов археологического наследия, выдачи разрешений на проведение указанных работ устанавливается статьей 45.1 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

Принят Государственной Думой 24 мая 2002 года

Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.06.2005 № 57-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 18.10.2010 № 277-ФЗ, от 30.11.2010 № 328-ФЗ, от 18.07.2011 № 215-ФЗ, от 16.11.2011 № 316-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 348-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 12.11.2012 № 179-ФЗ, от 22.04.2013 № 63-ФЗ, от 07.05.2013 № 104-ФЗ, от 23.07.2013 № 245-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 01.12.2014 № 419-ФЗ, от 08.03.2015 № 50-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 29.12.2015 № 408-ФЗ, от 30.12.2015 № 459-ФЗ, от 09.03.2016 № 67-ФЗ, от 05.04.2016 № 95-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 07.03.2017 № 29-ФЗ, от 29.07.2017 № 222-ФЗ, от 29.12.2017 № 458-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 18.12.2018 № 469-ФЗ, от 27.12.2018 № 532-ФЗ, от 21.02.2019 № 11-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона

Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;

3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

3. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в пункте 5 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

5. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ; в редакции Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ)

6. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 245-ФЗ; от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои. (Часть введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ)

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. (Часть введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ)

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. (Часть введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ)

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия; (В редакции Федеральных законов от 30.11.2010 № 328-ФЗ; от 23.07.2013 № 245-ФЗ; от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия; (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 245-ФЗ; от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 245-ФЗ; от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли. (Часть введена — Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

Статья 31. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия

1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также — земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

3. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

4. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

5. Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящей статьей для утверждения границ территории объекта культурного наследия.

7. Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. (В редакции Федеральных законов от 29.07.2017 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 342-ФЗ)

Это интересно:  Можно ли заранее поменять права: 6 основных причин

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 51 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Статья 5. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 51. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия

1. В границах территории объекта культурного наследия:

1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиор

73 ФЗ об объектах культурного наследия с последними изменениями

Жители Российской Федерации включают представителей множества национальностей со своими уникальными особенностями культуры и быта, которые со временем забываются. Поэтому был принят закон, помогающий в защите и сохранении объектов, представляющих собой уникальные образцы культуры и быта наций.

Суть закона

Федеральный закон № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 24 мая 2002 года и одобрен Советом Федерации 14 июня 2012 года.

Суть настоящего законодательства заключается в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране культурного наследия, а также исторических и культурных памятников народов Российской Федерации. Данный закон обеспечивает конституционное право каждого гражданина относительно доступа к культурным и историческим ценностям и объектам, а также предусматривает конституционную обязанность населения по заботе и сохранению культурного и исторического наследия, включая памятники, представляющие его.

Федеральный закон о культурном наследии обеспечивает право всех народов Российской Федерации и этнических общностей сохранять и развивать свою культурно-национальную самобытность, защищать, сохранять и восстанавливать культурно-историческую среду обитания, а также сохранять источники информации о зарождении и развитии той или иной культуры. Причиной этого является уникальная ценность культурного многообразия многонационального народа Российской Федерации, который также составляет неотъемлемую часть мирового культурного наследия.

Читайте также ФЗ о нотариате в последней редакции здесь:

Целью ФЗ о памятниках культурного наследия является сохранение разнообразия памятников истории и культуры в интересах настоящих и будущих поколений народов РФ. Настоящий закон устанавливает приоритетную задачу по охране культурных объектов и исторических памятников для всех государственных органов власти как Российской Федерации, так и её субъектов.

Читайте также об актуальных изменениях ФЗ об экологической экспертизе. Подробности тут:

ФЗ-73 о памятниках культурного наследия состоит из 66 статей, собранных в 14 глав:

  • Глава 1 описывает общие положения закона: обозначает объекты историко-культурного наследия, разделяет их на категории и устанавливает требования по обращению с территориями, на которых располагаются упомянутые предметы;
  • Глава 2 предусматривает полномочия государственных органов власти по обеспечению сохранности культурных и исторических памятников, а также их популяризации и использования;
  • Глава 3 описывает принципы финансирования мероприятий по сохранению, распространению и государственной охране культурных объектов, перечисляет источники финансирования, а также предусматривает льготы для физических и юридических лиц, принимающих участие в указанных действиях;
  • Глава 4 устанавливает необходимость создания и ведения единого государственного реестра исторического и культурного наследия: перечисляет порядок определения наличия культурно-исторической ценности объектов, особенности внесения в реестр, а также правила его ведения;
  • Глава 5 предусматривает необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы для определения соответствующей ценности памятников и включения их реестр для обеспечения должного обращения;
  • Глава 6 устанавливает порядок обеспечения государственной охраны памятников культурного наследия, а также ограничения по использованию окружающих их территорий;
  • Глава 7 перечисляет мероприятия для обеспечения сохранности историко-культурных объектов: охрана, ремонт, реставрация, консервация, восстановление и другие виды деятельности по отношению к памятникам, а также описывает правила проведения указанных работ;
  • Глава 8 предусматривает особенности владения, пользования и распоряжения культурными объектами , включая ограниченные имущественные права и особые требования эксплуатации;
  • Глава 9 описывает условия появления и пресечения материальных прав на предметы культурного наследия, включенные в единый государственный реестр;
  • Глава 10, предусматривавшая условия соглашения об аренде исторических объектов, утратила силу 22.10.2014;
  • Глава 10.1 устанавливает требования по охране отдельных культурно-историческим памятникам: жилым домам, произведениям монументального искусства, ландшафтным архитектурным и садовым объектам, а также достопримечательностям;
  • Глава 11 описывает исторические заповедники и предусматривает правила их эксплуатации;
  • Глава 12 определяет исторические поселения и предъявляет требования по их охране;
  • Глава 13 предусматривает ответственность за нарушения текущего законодательства;
  • Глава 14 охватывает заключительные положения закона.

Последние изменения в текущий ФЗ были внесены 29.07.2017 под номером 222-ФЗ.

Новые поправки

В результате последней редакции в федеральный закон были внесены следующие поправки:

  • в первом абзаце пункта 7 статьи 3.1, а также в подпункте 7 пункта 3 статьи 20 государственный кадастр объектов недвижимости был заменён на единый государственный реестр недвижимости;
  • в пункте 3 статьи 7 к праву беспрепятственного получения информации об объекте культурного наследия были также добавлены и территории данного памятника и зонах его охраны;
  • в пункте 3 статьи 20, перечисляющем сведения вносимые в реестр были изменены следующие подпункты:
  • подпункт 8, предусматривающий внесение информацию о наличии или отсутствии охранных зон культурных объектов, а также утверждение указанных зон и особенности их использования, был переизложен;
  • был добавлен подпункт 8.1, указывающие на необходимость внесения информации о наличии или отсутствии защитных зон историко-культурных памятников;
  • пункт 1 статьи 20 об информационном взаимодействии при ведении реестра был дополнен несколькими абзацами, предусматривающими особенности отправки установленной информации об объектах культурного наследия региональными органами охраны в соответствующие организации по регистрации прав;
  • статья 63 о сроках и пределах действия нормативных актов об охране и использовании культурно-исторических памятников Российской Федерации была дополнена пунктом 8, обязывающим направлять установленные сведения о культурных объектах региональным органам по их охране в предусмотренный срок.

Помимо перечисленных изменений следует рассмотреть следующие статьи настоящего законодательства, чтобы сформировать представление о действии ФЗ-73

Статья 18 устанавливает порядок включения памятников культурного наследия в соответствующий единый реестр и состоит из нижеперечисленных положений:

  • После выявления признаков культурной и исторической ценности объекта и решения включить его в соответствующий реестр назначается государственная экспертиза для подтверждения статуса памятника;
  • Заключение культурно-исторической госэкспертизы должно содержать следующие сведения:
    • наименование объекта;
    • информация о возникновении памятника и его изменениях, а также исторических событий связанных с ним;
    • месторасположение объекта;
    • категория историко-культурного значения;
    • данные о виде памятника;
    • подробное описание объекта и особенностей, которые представляют ценность,
    • подлежащую обязательному сохранению;
    • данные о территории, на которой располагается объект культурного наследия: текстовое и графическое описание его границ, а также координаты характерных точек;
    • фотографии, передающие структуру и особенности объекта;
  • Территориальный орган, охраняющий памятники культурного наследия, на основании полученной государственной экспертизы, в течении 30 дней принимает решение о внесении исторического объекта в соответствующий реестр и предпринимаются необходимые меры для данного действия на местном уровне;
  • Если экспертиза предлагает внести культурно-исторический объект в реестр на федеральном уровне, то местный орган охраны культурных ценностей должен принят соответствующее решении в течении 30 календарных дней или подготовить отказ о включении его в предложенный список;
  • Местные органы охраны памятников, а также физические и юридические лица, обладающие объектами культурной ценности, имеют право направить заявление о внесении указанного памятника в реестр федерального наследия, приложив необходимое для этого заключение экспертизы;
  • Федеральный орган охраны памятников культурного достояния, пр получении необходимых документов о внесении объекта в федеральный реестр, должны в течении 5 дней принять положительное или отрицательное решение.
  • Включением культурных объектов в реестр занимаются следующие органы:
    • Федеральные органы рассматривают памятники на уровне федерального значения;
    • Местные органы занимаются включением культурных объектов в реестр регионального значения, согласуя при этом данный вопрос с муниципальными органами самоуправления;
  • Положительное или отрицательное решение о внесении найденного культурно-исторического объекта в реестр должен принять соответствующий орган защиты памятников культурного наследия в течении одного года после положительного решения регионального органа о включении данного артефакта в перечень наследия;
  • Отказ включить культурный объект в реестр федерального наследия не препятствует положительному решению о внесении данного мемориала в перечень культурных ценностей регионального уровня;
  • Местный орган охраны ценных культурных предметов и памятников имеет право не согласиться с решением государственной экспертизы в следующих случаях:
    • экспертиза была проведена с нарушением текущего законодательства;
    • выводы не соответствуют содержанию;
    • выводы и содержание не соответствует требованиям данного закона.
  • Местные и федеральные органы по охране культурных ценностей могут отказаться включить памятник в соответствующий реестр по следующим причинам:
    • отрицательное заключение экспертизы;
    • неверная информация о памятнике;
    • данные об объекте уже присутствуют в реестре;
  • В реестр включаются предметы культурной ценности, со момента образования которых или с даты исторических событий, к которым данные объекты причастны, прошло не меньше сорока лет. Исключением являются мемориальные здания, связанные с жизнью и деятельностью личностей, обладающих особыми заслугами перед Россией, они вносятся в реестр без прошествия указанного срока. Памятники археологического наследия включаются в реестр только, если со времени из появления прошло не менее ста лет;
  • Объекты культурного наследия находятся под государственной защитой с момента внесения их в соответствующий реестр. Их снос запрещён законом;
  • При включении объекта, представляющего культурно-историческую ценность, в реестр, владельцу указанного памятника или владельцу земельного участка на территории которого он находится, направляется соответствующее уведомление в течении трёх дней в момента принятия положительного решения;

Статья 25 предусматривает основания для внесения объектов культурной ценности в Список всемирного наследия, а также особенности подготовки необходимой документации для данной процедуры:

  • Объекты культурного наследия, которые представляют предмет особой универсальной исторической, археологической, архитектурной, художественной, научной, эстетической, этнологической или антропологической ценности, могут быть отнесены к памятникам мирового культурного и природного наследия согласно установленного соответствующей Конвенцией порядку;
  • Для включения культурного объекта в Список всемирного наследия федеральные органы исполнительной власти подготавливают документацию о мемориале на основе государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с требованиями Комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО, куда в последствии и направляются.

Статья 45 предусматривает следующий порядок проведения работ по сохранению памятников культурного наследия:

  • Работы по сохранению культурных объектов проводятся строго при наличии специального разрешения, выданного органом, осуществляющим охрану данного памятника и только в соответствии с техническими предписаниями по обращению с указанной историко-культурной ценностью;
  • Получение разрешения на проведение работ по восстановлению объектов культурного наследия, а также соответствующего задания и проектной документации осуществляется в следующих органах:
    • Федеральные органы защиты культурных памятников осуществляют выдачу разрешений на работу с объектами на федеральном уровне;
    • Региональные органы контролируют выдачу разрешений и работу с памятниками на уровне регионов и федерации, кроме ряда объектов, который устанавливает правительством;
    • Органы муниципалитета ответственны за защиту и сохранение памятников, представляющих культурную ценность на муниципальном уровне.
  • Задание для проведения ремонта историко-культурного объекта составляется при участии его законного владельца, с учётом его мнения;
  • Задание и разрешение на работы с объектом культурного наследия выдаются охранным органом, он также определяет форму и порядком получения данных документов.
  • Проектная документация для работы с памятниками культуры подготавливает градостроительный муниципалитет, согласно соответствующему законодательстве о градостроительстве.
  • Лицо, подготавливающее проектную документация для работы в памятником культурного наследия, выполняет роль научного руководителя при проведении указанных работ, а также осуществляет надзор за правильностью их проведения;
  • Работы по сохранению объектов, представляющих культурную ценность, проводятся только лица, имеющие соответствующую аттестацию и лицензию в данной области;
  • Лицо, следившее за правильностью проводимых работ с историко-культурным памятником, после окончания всех действий должен в течении 90 дней представить в отчётную документацию и научный отчёт о проведённой работе в орган, выдавший соответствующее разрешение.
  • Принимает работу по сохранению памятника культуры его законный владелец, при участии ответственного охранного органа;
  • Акт о приёме выполненных работ по сохранению памятника культуры в течении пятнадцати дней после утверждения всех отчётных документов выдаётся собственнику культурного объекта.
  • Если при проведении работ по сохранению памятника культуры изменилась его площать или другие его части и элементы, тогда акт о приёме проделанной работе послужит одним из документов для ввода указанного объекта в эксплуатации в соответствии с кодексом РФ о Градостроении;
  • Порядок оформления акта о приёме проделанных работ по сохранению памятника культурного наследия разрабатывает и утверждает соответствующий федеральный орган охраны;
    Порядок проведения работ на археологических объектах предусматривается статьёй 45.1.

Скачать действующую редакцию 73 ФЗ

Скачать полную версию Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” для подробного ознакомления с его положениями можно по ссылке ниже.

Статья написана по материалам сайтов: bazanpa.ru, www.kremlin.ru, lawlinks.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий